Чем Опасны Правильные Сотрудники?
23.07.2008. Размещено в рубрике Искусство Управления, Мотивация Персонала
В этом посте – одно небольшое наблюдение. Я заметил, что на рынке труда сформировался уже достаточно большой класс менеджеров среднего и высшего звена, которых можно назвать термином «правильные сотрудники».
Почему в кавычках? Эти люди «правильно» выглядят, имеют «правильное» образование», пишут красивые бизнес-планы и правильные отчёты. В общем, работают тоже как бы правильно.
Только вот бизнес от их «правильной» работы почему-то не движется. А наоборот, обрастая всей этой правильностью, становится неживым.
Почему-то от этих грамотных специалистов не дождешься смелых, нестандартных маркетинговых идей или светлых мыслей о конкретных шагах, необходимых для роста продаж. Зато много слов и многостраничные отчёты.
Однако, таких сотрудников во многих компаниях становится всё больше.
Возможно потому, что они очень нравятся менеджерам по персоналу. Которые, в свою очередь, вообще часто живут в каком-то виртуальном мире.
Не влияя напрямую на доходы компании, многие HRы начинают играть в какие-то свои игры с надуманными тестами, системами грэйдов и прочими прибамбасами (надо же показать свою продвинутость!).
Многие яркие и эффективные люди (но не такие «правильные») сквозь фильтр службы персонала до собеседования с непосредственным руководителем вообще не доходят (на эту тему смотрите статью «Миф о кадровом голоде» ).
Но чаще всего виноваты мы сами. Часто мы сами позволяем втянуть себя в игру под названием «Процесс», вместо того чтобы заняться проектом под названием «Результат».
Можно сколько угодно с умным видом говорить о целеполагании, SMART-принципе, управлении по целям (MBO).
Гораздо сложнее жить по этим принципам. Когда при оплате работы сотрудников мы начинаем действительно ориентироваться на конкретные цели (а не на ежедневную суету), многое становится на свои места.
Маркетолог потратил весь бюджет на разнообразные маркетинговые акции, но звонков больше не стало? Так почему же он должен благополучно получить свой оклад в полном обьёме, разглагольствуя про абстрактный «имиджевый эффект» нашей рекламы?!
Служба персонала не смогла обеспечить достаточного количество кандидатов для собеседования с руководителем подразделения, жалуясь на кадровый кризис на рынке (или обеспечила, но все они оказались идиотами)?
Вы уверены, что они должны получить столько же, сколько обычно?
Не вижу смысл платить людям за сам факт прихода на работу. Не выполнил поставленные цели, — получи вполовину меньше. Перевыполнил – вполовину больше. (Конечно, конкретная цель не обязательно может весить 50% дохода сотрудника. Это может быть 15%, 30%. Но может быть и 70%. Зависит от её важности).
Если ты маркетолог, ищи нестандартные, малобюджетные методы продвижения, а главное – результативные (требовать всё больший и больший бюджет много ведь ума не нужно).
Если ты HR – ищи новые способы привлечения сотрудников. Кстати, примеры нестандартных подходов к поиску персонала можно посмотреть здесь: http://www.intellectinvest.ru/rekruting
Вопить про кадровый кризис конечно проще, чем действовать за рамками привычного!
Но, если не умеешь решать задачи, зачем тогда ты нужен компании? (Чувствую, HRы и маркетологи меня возненавидят )
Вот тогда-то и остаются те, кто умеет достигать результата, даже в тех ситуациях, когда сначала не совсем понятно как это сделать. Но пока мы будем платить «за процесс», ничего не измениться. «Правильные» сотрудники будут плодиться как кролики.
Бизнес – это ведь не набор кейсов. Тут красивым дипломом MBA не прикроешься от конкурентов (что усугубляется тем, что даже в лучших наших ВУЗах – больше половины преподавателей, увы, теоретики, оторванные от реального бизнеса).
Всё очень банально: в бизнесе важен результат.
Поэтому, с одной стороны всё чаще приходится слышать от менеджеров разных компаний о том, что они «в теме», у них «всё внедрено»: и бизнес-процессы прописаны, и CRM-система есть, и сертификат ISO, и KPI, и Balansed Scorecard.
С другой стороны, когда становишься клиентом такой «правильной» компании, начинается другая реальность. Перебои в поставках. Запутанный документооборот (по пять раз посылаешь курьера с документами к ним, потому что выясняется, что надо ещё подписать 125-ое приложение к договору). Менеджер по работе с клиентами забывает вовремя звонить (интересно, что же они делают с CRM-системой?!).
«Внедрённые бизнес-технологии» — это не когда куча сертификатов на стенах офиса, а у сотрудников умные лица. Это когда клиенты в восторге и рассказывают о вас другим.
Вот парадокс – столько «продвинутых» компаний, но на каждом шагу мы сталкиваемся с отвратительным обслуживанием, даже когда речь идёт о серьёзных сделках.
Как говорят жители Новой Гвинеи, «знания, не вошедшие в нашу кровь – это не более, чем слухи».
Поэтому, к черту правильность. Давайте будем результативными. И нашим сотрудникам платить тоже будем за результат. Потому что скоро рынок станет предъявлять к нам гораздо более жёсткие требования, чем сейчас.
P.S. Когда уже закончил писать эту заметку, наткнулся на статью Самвела Аветисяна «Компании живые и мертвые». Очень созвучные мне мысли. Разместил её здесь: http://www.intellectinvest.ru/articles/29/ . Почитайте.
Ещё посты на эту тему:
Волшебные Ингридиенты Лояльности Сотрудников
Что Делает Нас Суперэффективными?
27.07.2008 в 8:51 пп
Про результат в бизнесе можно говорить долго. А если бизнесмену важнее процесс? Сначала — правильный процесс, а потом уже — нормальный результат! Можно неправильно делая что-либо, достичь успеха один раз. Ну два… А если правильно научиться? Т.е. экономично, с минимумом потерь всех ресурсов? И еще, результативность — важна не для всех… Для некоторых руководителей важнее другие вещи! Мне очень понравилась «притча» про умную обезьяну http://nadi.blog.ru/9751075.html. Не надо умничать! В этом и есть результативность!
Ответить
Алимова Елена Reply:
Август 12th, 2008 at 9:07 дп
Если бизнесмену важен процесс, а не результат — это не бизнесмен, а просто достаточно толковый исполнитель.У такого исполнителя есть потолок, выше которого он не прыгнет.Человек должен совершенствоваться, рисковать, делать ошибки и на основании собственых ошибок получать свой собственный опыт.Лично меня, как директора фирмы, тошнит от правильных мальчтков и правильных девочек.Это мумии какие-то правильно засушенные, а не живые сотрудники.
Ответить
28.07.2008 в 5:01 пп
Nadi, если бизнесмену не важен результат, скорее всего, это малоэффективный бизнесмен.
Это как футболист, выходящий на поле, который говорит «А мне результат не важен, мне интересен процесс». Вряд ли команда с такими игроками чего-то добьётся.
Спору нет, глупо и неэффективно заниматься делом, которое тебя не цепляет (об этом, собственно, и написан этот пост). Нет смысла выходить на поле, если тебе не нравится сама игра. Однако не ставить вообще никаких целей – глупо.
Вы пишите «сначала правильный процесс». Но ничто не может быть правильно абстрактно. Критерий правильного процесса – достигнутый результат. Если все работают «правильно», а результата нет – значит, на самом деле, они занимаются фигнёй, прикрываясь «правильными» словами.
Кстати, цели в бизнесе могут измеряться не только деньгами. Те же Google хотели сделать самый лучший поисковик (ещё не зная, как они будут на нём зарабатывать). Это была первоначальная цель. Но она же была! А потом уже они научились зарабатывать на этом поисковике (это была уже следующая цель). Но только не процесс ради процесса.
Не понятно при чём здесь притча, на которую вы поставили ссылку. Если руководитель настолько глуп, что увольняет наиболее способных, то не фиг работать с таким руководителем.
Ответить
Алимова Елена Reply:
Август 12th, 2008 at 9:09 дп
Совершенно с Вами согласна.правильный «процесс» без достойного результата это просто профанация какая-то.
Ответить
BigeR Reply:
Декабрь 10th, 2009 at 9:12 дп
Ставить во главу угла ТОЛЬКО результат наверное не совсем правильно, так как при этом процесс достижения этого результата не вам принесет УДОВЛЕТВОРЕНИЯ!!! Результат является следствием «правильного» процесса. Если дело, которым Вы занимаетесь, организовано так, что оно Вам гораздо более чем приятно, то и результат не заставит себя долго ждать.
Ответить
Alex Reply:
Декабрь 12th, 2009 at 10:12 пп
Для бизнеса мерилом успеха в первую очередь всё-таки является результат (соответствие достижений поставленным целям). Иначе это не бизнес, а клуб по интересам.
А вот удовлетворение от процесса достижения целей подстёгивает скорость движения к этим самым целям. Об этом, кстати, я писал здесь: http://www.fiolet-korova.ru/blog/?p=42
и здесь: http://www.fiolet-korova.ru/blog/?p=7
Ответить
28.07.2008 в 8:45 пп
А притча вот к чему «Многие яркие и эффективные люди (но не такие «правильные») сквозь фильтр службы персонала до собеседования с непосредственным руководителем вообще не доходят… «.
А если и доходят, то они часто оказываются ни к месту там, где вместо ума требуется послушание.
Ответить
28.07.2008 в 8:59 пп
Да, так часто и бывает. Поэтому ещё раз повторю: если руководитель настолько глуп, что увольняет наиболее способных, то не фиг работать с таким руководителем.
Ответить
11.08.2008 в 8:18 пп
Привет, Алекс!
Очень интересная статья — прям про нашу организацию, сейчас вот распечатаю её и положу на стол нашему директору по персоналу — она у нас недавно пытается ввести КиПиАй, Управление по целям и много чего ещё, а с наймом линейного персонала — большие проблемы, причём ответственности за это никакой не хотят нести, аргументируя это так: «Что же мы пойдём на улицу и за руки будем хватать прохожих и уговаривать из прийти к нам на работу???» Посмотрит, как отреагирует…
А блог уже давно добавлен в избранное, жаль, только не всегда хватает времени тщательно прочитать всё, что там есть!
Ответить
Alex Reply:
Август 13th, 2008 at 7:50 пп
Сергей, только без фанатизма
И KPI, и управление по целям — хорошие инструменты. Более того, управление по целям как-раз и подразумевает оплату, привязанную к их (целям) выполнению.
Просто часто внедрение этих технологий происходит достаточно формально: то есть, типа внедрили, но ответственность “пристегнуть” к ним забыли.
Например, найм линейного персонала — одна из целей службы по работе с персоналом. Если она не выполняется, а ответственности за это никакой — значит ни KPI, ни MBO ни фига не внедрены
Ответить
19.02.2009 в 10:37 пп
Я не то, чтобы в восторге от Вашего сайта и блога, — я в диком восторге!!! Настолько мое, настолько рада, что есть близкие по духу люди, которые, к тому же щедро и профессионально делятся своим опытом,- просто отлично. Конечно же, с такой же радостью «пиарю» ваш ресурс, нисколько не сомневаясь в том, что вы будете и дальше тиражировать умные маркетинговые и просто человеческие вещи. Серость и глупость — страшные вирусы,одно спасение от них — фиолетовые коровы. Кстати, вы не думали на тему продаж своего символа, я бы с удовольствие прикупила парочку этих животных, да даже больше! и в офис и на подарки ) (один пока минус — почему-то никак не могу подписаться на ваши новости…надеюсь, технические сбои не вашего уровня).
Удачи вам, вдохновения, денег (а они у вас будут всегда!) и новых фиолетовых идей!
Ответить
Alex Reply:
Февраль 24th, 2009 at 3:30 дп
Наталья, очень тронут Вашими словами. Спасибо!
По поводу продажи фиолетовых коров в качестве сувениров: ну что Вы, как можно продавать святое
Нам удалось раздобыть несколько плюшевых коров фиолетового цвета, но я раздарил их друзьям на Новый Год. Теперь пробуем узнать о возможностях оптовых поставок (целого фиолетового стада). Продавать не будем. Будем дарить.
По поводу подписки на новые публикации. Проблема в том, что у Вас ящик на Rambler, а это самый идиотский почтовый сервис. Он не пропускает письма для подтверждения подписки. Попробуйте подписаться с другого E-mail (если пользуетесь бесплатными, то лучше всего завести ящик на mail.google.com — это самый лучший открытый почтовый сервис с удобным интерфейсом и возможностью сортировать письма по группам).
Вам тоже удачи! Заходите ещё!
Ответить
22.03.2010 в 6:56 пп
«Не вижу смысл платить людям за сам факт прихода на работу. Не выполнил поставленные цели, – получи вполовину меньше».
Вот такие рассуждения и приводят к тому, что нарушается трудовой кодекс и руководство увязает в разборках с Трудовой инспекцией и судах со своими сотрудниками.
Ухудшение условий труда — серьезная вещь. Консультанты, которые машут красным флажком, — «уменьшайте им зарплату»! просто потакают непрофессиональным руководителям, которые процессы отладить не могут, а зарплаты урезать при собственной деловой импотенции — это самое то!
Сорри, наболело. При мне подобным образом развалили успешный бизнес — просто люди, которые «тянули» на себе проекты и продажи (не безосновательно говорю, а как их руководитель, отслеживающий все показатели), ушли. А компании ничего не оставалось, как продаться успешным конкурентам, так как ЧТОБЫ ВЫЙТИ ИЗ КРИЗИСА НУЖНЫ МОЗГИ И СИЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЦЫ! А вовсе не копеечная экономия.
Ответить
Alex Reply:
Март 26th, 2010 at 1:52 дп
Натали, такое ощущение, что Вы написали комментарий не читая самой статьи. Причём здесь урезанные зарплаты?! При чём здесь копеечная экономия?! При чём здесь какие-то консультанты?! Какой-то у Вас неструктурированный поток сознания получился.
Речь шла о важном принципе — платить за принесённую пользу компании, а не за видимость работы. Вас этот принцип не устраивает?
Если люди «тянут на себе проекты» и это выражается в результате, который можно «потрогать» (то есть в конкретных показателях), — они должны получать за это (за результат) хорошие деньги.
А если они «тянут», но это выражается лишь в в «бурной деятельности» без конкретных результатов, то за что платить?
Ответить